2024, «Однажды».
До 1988 года, когда вышла «Группа крови», группа «Кино» считалась интересным представителем Ленинградского рок-клуба: Виктор Цой и компания входили в первую десятку, а то и в пятёрку любительских рок-команд Ленинграда. После «Группы крови» они вышли на первое место, причём, возможно, не только в рок-жанре. Спустя два года после выпуска «главного альбома русского рока» около 70 тысяч человек пришло на концерт «Кино» в Лужниках – концерт, оказавшимся последним.
Альбом «Группа крови» — действительно великий; как мы узнали из выпуска, его знает наизусть солистка группы «Винтаж» Анна Плетнёва. Но не только она — попробуйте, например, выбрать из 11 песен какую-нибудь, к которой нельзя применить понятие «хит». Ну, может дальше всего от этого понятия композиция «Прохожий», однако она прекрасно работает на разноплановость и разножанровость пластинки.
В общем, рассказывая о «Группе крови», очень легко впасть в пафос, но авторы выпуска будто бы специально проговаривают много спорных и неочевидных вещей. Так, начинается видео с попытки запихнуть песни альбома в контекст афганской войны. Что? Как? При чём тут это? Да, в песнях хватает некой мужественной героики, но посыл-то абсолютно антивоенный. Спикеры подобраны так, что вы неоднократно захотите поспорить с ними. Александр Кушнир, рассказывая много фактуры и своего рода «инсайдов», приводит примеры негероического поведения Виктора Цоя. Александр Морсин углубляется в заимствования группой «Кино» музыкальных приёмов у британских пост-панков, Duran Duran и даже группы UB40. После сеанса разоблачений критик высказывает мысль, что это не плагиат, а сознательная игра с поклонниками: продвинутые слушатели должны были узнавать референсы и восхищаться модностью группы «Кино». В «Закрой за мной дверь, я ухожу» можно услышать цитату из Рахманинова, а в «Прохожем» — звуки из саундтрека к фильму «Марья-искусница». Из малоизвестных фактов о записи альбома Кушнир упоминает недооценённую роль звукорежиссёра Алексея Вишни, а также неожиданный вклад Сергея Курёхина. Курёхин мог бы сыграть на клавишных сам (и это полностью изменило бы саунд «Группы крови»), однако маэстро коварно напоили до бесчувствия, в результате чего его синтезатором воспользовался Андрей Сигле, который исполнил на записи необходимые «Кино» сдержанные партии.
Кушнир и Морсин также немного поругали обложку «Группы крови». Её автором считается Андрей Крисанов, но фактически это Казимир Малевич. Крисанов внёс минимальные изменения в афише Малевича к фильму Фрица Ланга «Доктор Мабузо». В финале Кушнир, которого не убеждает позиция Александра Цоя, дерзко критикует псевдо-«Кино», которое сейчас даёт живые концерты с записанным голосом Виктора Цоя.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»