2024, «Спасибо, послушаю».
Синти-поп, по мнению ведущего канала Андрея Васильева, оказался «самым туманным и сложным для анализа жанром». Да ладно! – скажет в этом месте зритель выпуска, но Андрей будет к этому готов и заявит, что «Мираж», «Ласковый май» и Moderm Talking, несмотря на их любовь к синтезаторам, никакой не синти-поп, а разновидность евродиско, после чего устроит экскурс в западную историю жанра. Ну, там Kraftwerk поставили в основу своей музыки электронные инструменты, Гэри Ньюман скрестил их с поп-мелодиями, а Depeche Mode сделали жанр суперполярным, а свой имидж – достойным массового подражания. Далее автор заявит, что синти-поп – это вообще-то «мрачная тревожная музыка», и подтвердит это несколькими примерами. Впрочем, если бы он сказал, что это «весёлая позитивная музыка», за примерами тоже бы дело не стало, так что эту скользкую тему он оставил и перешёл наконец к основной теме выпуска.
Самый чистый пример жанра в 80-е – это группа «Биоконструктор». В 1990-м она разделилась на «Био» и «Технологию», причём оба проекта копировали имидж «депешей», но музыкально «Технология» больше тяготела к попсе. «Био» со своей верностью изначальной сдержанной и мрачной стилистике заметно проиграл в популярности. Гимном советского синти-попа считается «На заре» — притом что «Альянс» был то гитарной, то фолк-роковой группой, а весь синтипоп-период у него связан только с Олегом Парастаевым. После ухода из «Альянса» Парастаев собрал «НРГ», у которой было несколько хитов, почему-то не переживших своё время. Ещё одним образчиком синти-попа 80-х Андрей Васильев назвал первый альбом «Мегаполиса» «Утро», но этот жанр Олег Нестеров и Ко развивать в себе не стали. Ведущий «Спасибо, послушаю» также расслышал в ранних песнях «Мегаполиса» вокал якобы Жанны Агузаровой, но не нашёл никаких подтверждений своей версии. Интересно, что через пару дней после премьеры выпуска на другом канале появился сюжет про альбом «Утро», где объяснилось, что это всё-таки пела не Жанна.
Влияние синти-попа ощущала и советская эстрада. Из альбома группы «Форум» «Белая ночь» все знают заглавную песню, но там вся пластинка сделана в этом жанре. Из «Форума» солист Виктор Салтыков ушёл в «Электроклуб», в котором были синтезаторы, но синти-попа, по данным ведущего, не было. В общем, это тонкая грань, тем более что рецептов, как отличить одно от другого в «Спасибо, послушаю» не дают. Это просто надо чувствовать. Ну а когда элементы синти-попа проскакивали в песнях Пугачёвой, Леонтьева или Преснякова, обычно это означало, что над музыкой там работал Юрий Чернавский.
Что касается русского рока, то там чистый синти-поп не жаловали, ведь даже в качестве ярких примеров синтеза жанров ведущий приводит не самые известные альбомы группы «Кафе» и Алексея Вишни. В заключение Андрей задаётся вопросом, откуда в русском названии жанра «synthpop» взялась буква «и», — и не находит ответа. Вообще-то модные музыкальные издания когда-то пытались и по-русски использовать термин «синт-поп», но без буквы «и» не прижилось.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»