Сегодня ряды аудиофилов делятся на две категории – первые ценят сверхсовременные Hi-Fi/High End разработки (узкие АС с композитными корпусами, алмаз, бериллий и керамика в качестве диффузоров динамиков) и утверждают, что только такой подход обеспечивает минимум искажений, роскошную сцену и ошеломляющую детализацию. Вторые выбирают колонки «золотой эры аудио», тумбочки и компактные полочники, которые, быть может, и не гарантируют хирургической точности подачи любого материала, но подкупают натуральностью и слаженностью исполнения.
Мы провели анализ ретроспективы производства акустических систем и выбрали для вас пятьдесят культовых громкоговорителей, за которыми стоит поохотиться на аукционах. Эти примеры могут составить не только достойную конкуренцию спикерам «нового века», но и, даже, в чем-то их превзойти. Во главу угла редакция ставила соотношение «цена/качество» – так что, в списке есть АС и за $50, и за $50 000, главное тут лишь то, что в своих ценовых сегментах они и поныне показывают достойные результаты.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d71f757073b_870.jpg?w=800&ssl=1)
50. Naim SBL
В 1986 году эти компактные напольники стали олицетворением того, каким должен быть английский звук. Что ж, и по сей день Naim SBL являют собой пример отличной ритмичности исполнения, а невысокий прайс, за который нередко они всплывают на аукционах, делает модель весьма «вкусной» покупкой. 8” бумажный вуфер, подводимая мощность в 75 Вт, сопротивление 6 Ом и чувствительность 88 дБ – при подключении к стабильному усилителю эти 24-килограммовые малыши могут удивить меломанов.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d71f9070a30_870.jpg?w=800&ssl=1)
49. Magnepan SMG
Классика «на все времена» – вышедшие в 1980 году АС Magnepan SMG явили собой прорыв для планарных излучателей, доказав, что громкоговорители подобного типа могут на равных конкурировать с АС на традиционных динамических головках. Двухполосники легко воспроизводили полосу от 50 до 16 000 Гц, допускали подведение мощности 100 Вт и имели сопротивление в 4 Ома при 85 дБ чувствительности. Острожней – если запитать Magnepan SMG от усилителя, который не в состоянии работать с низкоомной акустикой, ничего хорошего не выйдет. Однако, при выборе мускулистого партнёра АС продемонстрируют абсолютно живое исполнение.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d71f9e69db0_870.jpg?w=800&ssl=1)
48. Wharfedale W-90
Сцена! В середине XX века мало кто из производителей спикеров заботился о построении пространственно точного звукового полотна, но лёд тронулся с появлением Wharfedale W-90. Эти странные внешне «тумбочки» с кучей драйверов впечатляют своей подачей и сегодня, а в шестидесятые годы они получили заслуженные титулы официальных колонок Boston Symphony Orchestra и New York Metropolitan Orchestra.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d71fc59d28f_870.jpg?w=800&ssl=1)
47. B&W Matrix 801
Педантичность и точность – для 1980 года первый релиз B&W Matrix 801 стал откровением. Трехполосник, в котором каждый динамик получил свой независимый объем, солидный 12” кевларовый басовик, невероятная АЧХ от 20 до 20 000 Гц с погрешностью всего в 2 Дб… Колонки были чрезвычайно требовательны к усилению (до 600 Вт мощности и чувствительность в 87 дБ диктовали бешеную нагрузку на усилитель) — но, в случае выбора необходимых партнеров заставляли поверить в невозможное.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d71ffb86afc_870.jpg?w=800&ssl=1)
46. JBL C34
Для 1956 года было вполне нормально использовать обратный рупор – миниатюризация еще не дошла до отрасли. JBL C34 использовали, опять же. кобальтовые динамики – включая знаменитую «пятнашку» D- 130A, весили 60 кг и имели 100 дБ чувствительности. Динамические характеристики JBL C34 были эталонными.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7200a41c65_870.jpg?w=800&ssl=1)
45. Mission 70 MKII
Классика жанра, энергичный и собранный звук Mission 70 MKII сейчас является примером для многих современных полочников — чего уж говорить о дате релиза спикеров (1983). 18 см бумажные вуферы работают прекрасно, а «поддержка сверху» от 19 мм купольных твитеров Vifa добавляет «соли и перца». В итоге, лучшего вложения для меломанских $50 в 2022 году найти трудновато.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d72024b6cbc_870.jpg?w=800&ssl=1)
44. Altec 6041 Monitor
Шикарные Altec 6041 Monitor — апофеоз фирменного похода к звучанию высокой верности. Крупногабаритные колонки оснащаются 15” вуферами, аналогичными по размерам СЧ-динамиками и супертвитером. Полоса частот находится в пределах от 30 до 20 000 Гц., подводимая мощность составляет 65 Вт, чувствительность – 96 Дб, весит один спикер 93 кг. Звучание Altec 6041 Monitor поистине роскошное.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d725432fd19_870.jpg?w=800&ssl=1)
43. KEF R105
Компонентная конструкция KEF R105 стала притчей во языцех для 1977 года – но роскошное звучание АС впечатляет и по сей день. Ввиду чрезвычайной сложности изготовления АС продержались в серии всего два года – трехполосник, оформленный по принципу закрытый ящик, весил 36 кг, допускал подведение 200 Вт мощности, имел сопротивление в 8 Ом и работал в полосе от 38 до 22 000 Гц. Звуковое давление достигало 107 дБ.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7208021f37_870.jpg?w=800&ssl=1)
42. Leak Sandwich 600
Бестселлер 1961 года – модель Leak Sandwich 600 щеголяла трехполосной конструкцией, допускала подведение 75 В, имела сопротивление в 8 Ом, весила 30 кг и играла в полосе… от 20 до 21 000 Гц. Как же так? Почему не столь габаритные АС получили такую расширенную АЧХ? Именно в Leak Sandwich 600 были впервые применены сэндвич-диафрагмы диффузоров – легкие, быстрые, обеспечивающие отличную отдачу.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d72095dd61a_870.jpg?w=800&ssl=1)
41. Altec 604 Duplex
АЧХ от 60 до 16 000 Гц, 25 Вт подводимой мощности – чего же тут особенного? А то, что первые Altec 604 появились в 1944 году (последние же, 604-8G, сошли со «стапеля» в конце семидесятых годов ХХ века). Акустика постоянно совершенствовалась, но даже первые ее экземпляры демонстрировали звук, заставляющий воскликнуть «увы, такого больше не делают!»
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d720aaae9a1_870.jpg?w=800&ssl=1)
40. Technics SB-95000
Нет это не шутка и не фотошоп. Так в 1977 году выглядели самые большие колонки японской корпорации Technics. Во главу угла был положен принцип фазолинейности, за бас отвечал массив в 4 х 350 мм вуферов с диффузорами из усиленного полимером кевлара, оставшиеся четыре полосы были рупорными. Усилитель, конечно, потребуется мощный (сопротивления 4 Ома); но чувствительность в 97 дБ и звуковое давление в 122 дБ заставят поцокать языком даже скептиков.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d720ced836f_870.jpg?w=800&ssl=1)
39. Infinity IRS V
Грандиозный набор традиционных динамических головок (включая диффузоры вуферов из стекловолокна и графита) и EMIT-твитеров, 2 000 Вт усиления — эта ультимативная акустическая система стоила в свое время, как целый дом. Саунд под стать — невиданный масштаб и панорамность Infinity IRS V забыть сложно.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d720e9bfe22_870.jpg?w=800&ssl=1)
38. Tannoy Monitor Gold 15 JBL
Культ на все времена – «золотой» Tannoy. Monitor Gold 15, появившийся в 1968 году, демонстрирует теплый, натуральный, исключительно хорошо сбалансированный саунд, тот самый, за который компанию полюбили во всем мире. Динамик Dual Concentric 15” показал себя во всей красе и мощи, обеспечивая АЧХ от 23 до 20 000 Гц, чувствительность в 92 дБ и сопротивление в 8 Ом.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d720f9d28dd_870.jpg?w=800&ssl=1)
37. Linn Kan
Linn Kan выпускались с 1979 по 1992 годы – эти малыши весом по 5 кг каждый, оформленные в закрытых корпусах и оснащенные 19 мм мягким купольным твитером и 110 мм полипропиленовым СЧ/НЧ-драйвером, во многом определили почерк всего «британского звука». Исключительно ритмичные и заводные АС имели сопротивление в 6,8 Ом и чувствительность в 86 дБ. Не смотрите на 50 Вт мощности, дайте им партнёра посильнее – и Linn Kan покажут, на что способны.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7211f27c2a_870.jpg?w=800&ssl=1)
36. Quad ESL-57
Чего тут еще и сказать? В 1957 году Quad ESL-57 заложил стандарты для электростатических колонок, по сути – создал направление индустрии. Тогда казалось, что АС пришли прямиком из XXI – а звучание модели (при подключении к ней исключительно стабильного усилителя) изумляло не меньше, чем дизайн этих спикеров.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7212da4362_870.jpg?w=800&ssl=1)
35. JVC Zero-5
High End образца 1981 года — закрытые корпусах из дерева, композитная рама, супертвитеры Dyna-Flat ribbon с АЧХ до 100 000 Гц, набор динамиков Fine-Ceramics; короче говоря, инноваций тут хватило на поколения вперед. Отрадно, что и подача JVC Zero-5 удалась на славу – ноги сами норовят пуститься в пляс.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7214155b6d_870.jpg?w=800&ssl=1)
34. Spendor BC1
АЧХ от 60 до 14 000 Гц мало кого удивит сегодня, тем более, что чувствительность АС равна 84 дБ при сопротивлении в 8Ом — но Spendor BC1, появившиеся на прилавках магазинов в 1969 году, доказали всему миру, что звучание высокой верности, это не гипербола и не шутка. Прозрачная середина, теплый обволакивающий звук (при условии работы со стабильным усилением) – это дорогого стоит. Spendor BC1 использовали вуферы собственной разработки, на других полосах работали дтнамики Celestion 1300 и ITT 4001 G.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7216957665_870.jpg?w=800&ssl=1)
33. Yamaha NS-2000
Появившиеся в 1982 году на рынке АС Yamaha NS-2000 использовали алюминий и карбон в диафрагмах диффузоров, допускали подведение 250 Вт мощности и работали в АЧХ от 28 до 20 000 Гц. 6 Ом сопротивления гарантировали легкую стыковку с усилением, а 47-килограммовые корпуса отлично гасили резонансы. Сейчас эти громкоговорители пользуются заслуженной популярностью за свой плотный и насыщенный звук.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7217d5f1ce_870.jpg?w=800&ssl=1)
32. Cabasse Sampan 310
Cabasse Sampan 310 вышли в 1971 году – шикарно оснащенные (12” вуфер 30BZ1S, СЧ и ВЧ-драйверы 12K16 и TWM3) акустические системы работали в полосе от 60 до 20 000 Гц, имели чувствительность в 94 дБ и сопротивление в 8 Ом. Уверенное и жанрово «всеядное» исполнение спикеров радует меломанов и сегодня.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7218c44003_870.jpg?w=800&ssl=1)
31. Cerwin Vega D-9
Бас? Бас. Бас! Встречаем Cerwin Vega D-9 – для семидесятых годов ХХ века это был переворот отрасли по части «поддержки снизу», аж 359 Вт подводимой мощности, АЧХ от 29 до 20 000 Гц, три полосы (15”, 2×6”, 1”), чувствительность в 101 дБ при сопротивлении в 8 Ом, о, Cerwin Vega D-9 наглядно показывают, что такой реализм исполнения.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d721a59c528_870.jpg?w=800&ssl=1)
30. Dynaco A-25
В 1969 году Dynaco A-25 стали прорывом для ниши полочников – предлагаемая менее, чем за $159 модель демонстрировала ровное и неутомительное звучание. Но, АС с сопротивлением в 8 Ом и 15 Вт подводимой мощности, не только заложили фундамент для отрасли современных компактных акустических систем — при условии нахождения сегодня Dynaco A-25 в хорошем состоянии, этот винтаж способен вас радовать долгие годы.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d721bd7ed62_870.jpg?w=800&ssl=1)
29. Yamaha GF-1/GFD-1
Дорогущие Yamaha GF-1/GFD-1 вышли в 1991 году — активные мастодонты комплектовались четырьмя стереофоническими усилителями мощностью 125 Ватт. СЧ и ВЧ-динамики имели мембраны из бериллия, вуферы же оснащались системой YST с активным сервоконтролем. Каждая АС весила 175 килограммов – когда подобное чудо всплывает в продаже, за него начинается полноценная бойня.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d721f20bddb_870.jpg?w=800&ssl=1)
28. Rehdeko RK-145
Изумительные овальные драйверы Rehdeko RK-145 кружат голову – но, еще больший эффект производит бархатный саунд этих спикеров. Идеальные партнеры для ламповых усилителей, они способны вскружить голову даже матерым аудиофилам – вот только найти АС на аукционах становится все сложнее и сложнее.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d72202405c2_870.jpg?w=800&ssl=1)
27. KLH Model 6
Исключительно музыкальные KLH Model 6 выпускались с 1958 по 1972 год, сегодня их можно найти в продаже за «сущие копейки». Не вяжется со всем этим саунд, демонстрируемой этими спикерами — очень выразительный и эффектный. Особенно тут хороши средние частоты — мало какие даже более дорогие современные колонки могут потягаться с этим винтажом.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d72212633ba_870.jpg?w=800&ssl=1)
26. Acoustic Research AR-3a
В 1969 году Acoustic Research AR-3a были одними из самых впечатляющих представителей класса High End. $499 прайса (заоблачная цена за колонки в те годы), 12” вуферы, купольные (!) СЧ-динамики и 3/4” твитеры, закрытый ящик, конструктивно обеспечивающий сухой и четкий бас, за такое стоит пободаться на аукционах и сегодня.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7222e45864_870.jpg?w=800&ssl=1)
25. Tannoy G.R.F. Corner Mounting (Monitor Red)
380 мм коаксиальный динамик Tannoy Dual Concentric LSU/HF/15.L сегодня даже без кабинетов — на вес золота. Все потому, что такая сборка обеспечивает саунд, более похожий на открытое окно – один раз послушав Monitor Red не влюбиться в него просто невозможно.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7225276c02_870.jpg?w=800&ssl=1)
24. Rogers/BBC LS3/5a
Радиовещательная корпорация Англии, BBC, в 1975 году составила чрезвычайно жесткий список требований к громкоговорителям – далее в дело вступили разработчики, такие, как Rogers, Swisstone, Audiomaster и другие. Самыми распространенными в мире стали колонки Rogers LS3/5a – малютки отлично качали бас, акрытый корпус гарантировал четкую и слажденную подачу от 60 Гц. Сопротивление было равно 8 Ом, подводимая мощность – от 25 Вт. АС Rogers/BBC LS3/5a являются образцом нейтрального звучания.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7228e25a57_870.jpg?w=800&ssl=1)
23. Electro-Voice Georgian II
«Новые-старые» Electro-Voice – модель Georgian II вышла только в 1987 году и, по мнению многих, стала одной из немногих, которая смогла конкурировать со знаменитой «синей» серией JBL. 18” бумажный вуфер, 12” среднечастотник и рупорный твитер, 96 дБ чувствительности и сопротивление в 6 Ом, подводимая мощность в 300 Вт – даже странно, что это все уместилось в одном корпусе.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d722b814a92_870.jpg?w=800&ssl=1)
22. Kenwood LS-1000
Квинтэссенция разработок Kenwood на ниве звуковоспроизводящих устройств, АС LS-1000, вышедшие в 1981 году. Колонки использовала резонансонезависимый корпус Linear Suspension System, в них работали 28 см басовик, 10 и 3,6 см динамики на СЧ и ВЧ – оба с прогрессивными плоскими диафрагмами. АЧХ от 32 до 25 000 Гц, сопротивление в 8 Ом, пиковая мощность 180 Вт, 33,5 кг веса – звучание Kenwood LS-1000 очень выразительное даже по меркам 2022 года.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d72309c14a1_870.jpg?w=800&ssl=1)
21. Wilson Audio WAMM
Wilson Audio буквально ворвалась на рынок в начале восьмидесятых годов XX века — акустические системы WAMM, огромные, массивные (170 кг), стали примером бескомпромиссного подхода, заложили модульный принцип конструирования и наглядно показали, что такое объемность звучания. 18” вуфер, пара 7×9” низкочастотников, пара 4,5” и два 1” СЧ-динамиков, плюс высокочастотный массив из пятнадцати электростатических панелей могли творить настоящие чудеса и играть в полосе от 17 до 30 000 Гц с погрешностью в 3 дБ. Цена современной реинкарнации модели приближается уже к миллиону долларов — так что, стоит поохоться за оригинальным винтажом.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d723199add9_870.jpg?w=800&ssl=1)
20. JBL 4345
Массивные АС в 1981 году были ориентированы на студии звукозаписи, но позже аудиофилы раскусили их таланты на ниве и домашнего звука – панчевый бас, полноценная «стена звука» и образы в реальную величину вызывали мурашки по коже. Все это великолепие обеспечивают четыре полосы с 18” вуферами, АЧХ находится в пределах 32 -20 000 Гц, чувствительность и сопротивление составляют 96 дБ и 8 Ом. Весит одна колонка 112 кг.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7232a7d239_870.jpg?w=800&ssl=1)
19. Diatone DS-V9000
Вершина модельного ряда 1988 года от Diatone – спикеры DS-V9000. Их нейтральное, сверхдетализированное звучание и исключительная тембральная достоверность высоко ценятся аудиофилами и в 2022 году. «Под капотом» – целый вагон инноваций, от магнитных систем A.D.M.C., до напыленных плазменным методом диффузоров СЧ и ВЧ-динамиков. Четырехполосные АС весили по 125 кг, допускали подведение 180 Вт мощности, имели сопротивление в 6 Ом, чувствительность в 92 дБ и играли от 18 до 80 000 Гц.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7234c931d2_870.jpg?w=800&ssl=1)
18. JBL L300
JBL L300 – классика жанра, колонки «на все времена», которые могут стать окончательной точкой в выборе спикеров. Релиз модели состоялся в 1978 году – был предложен классический трехполосный подход (15” басовик 136A, рупорный СЧ LE85/HL92 и кольцевой твитер 077), 8 Ом сопротивления и 93 дБ чувствительности. JBL L300 весили по 66 кг, допускали подведение 150 Вт мощности и щеголяли фирменным «уютным» и плотным звуком.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d723657d78e_870.jpg?w=800&ssl=1)
17. Altec Model 19
Некоторые аудиофилы говорят, такой прозрачной и точной средины, как на Altec Model 19, нет больше ни у каких АС на рынке – включая даже Ultra High End. Что ж, признаемся, что саунд Altec Model 19 способен сразить наповал — двухполосник с фирменными динамиками 15” 416-8B и 811B играет от 30 до 20 000 Гц, имеет 101 дБ чувствительности при сопротивлении в 8 Ом и допускает подведение 65 Вт мощности.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7238b07d90_870.jpg?w=800&ssl=1)
16. Onkyo Scepter 500
В 1978 году использование в Onkyo Scepter 500 15” вуферов W3801 с мощностью магнитной системы в 11 000 Гауссов внушало «шок и трепет», мало какие конкуренты добивались АЧХ от 25 Гц. Однако, и диапазон «сверху» был расширен — супертвитер трудился в диапазоне до 35 000 Гц. Чувствительность в 96 дБ и подводимая мощность 120 Вт; максимальное звуковое давление в 117 дБ – эти 97 кг «живого веса» стали мечтой многих аудиофлиов, столь же ценятся громкоговорители и сегодня.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d723a172f78_870.jpg?w=800&ssl=1)
15. Sony APM-8
Кульминационная модель с квадратными плоскими динамиками от Sony — конечно, знаменитые APM-8. Четыре полосы, 102 кг веса, драйверы площадью в 807, 122, 24 и 5,8 см2, АЧХ от 25 до 30 000 Гц… И, конечно же, сверхпрозрачное звучание, разительно отличающееся от традиционных динамических головок. Жаль, такого больше не производят…
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d723d12decf_870.jpg?w=800&ssl=1)
14. JBL 4350
Одна из верхних колонок в профессиональной «синей» серии JBL, 4350, вышла в 1978 году. Сначала акустические системы прижились в студиях, а в XXI веке меломаны стали использовать их и дома — как оказалось, мало кто может сравниться с этим АС по напору и разборчивости баса. Немудрено — четырехполосная система функционирует в АЧХ от 30 до 20 000 Гц, имеет чувствительность в 95,5 дБ и весит 110 кг. Два 38 см басовика JBL 2231A, до 126 дБ звукового давления, АЧХ от 30 Гц – тут все хорошо.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d723e97a56e_870.jpg?w=800&ssl=1)
13. Pioneer SF-1
Всего за период с 1979 по 1982 годы вышло менее ста комплектов Pioneer SF-1 – так что, цена этих АС сейчас может быть заоблачной. И есть за что – подобные конструкции давно канули в лету, при чем – исключительно по экономическим причинам (сложность и затратность производства); плоские же квадратные динамики гарантируют куда больший реализм звучания – а в случае с Pioneer SF-1 они еще располагаются по коаксиальной схеме «точечного источника» звука.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7241067111_870.jpg?w=800&ssl=1)
12. Technics SB-10000
«Десятитысячная» серия Technics – кульминация разработок великой японской компании. АС SB-10000 (1977 год) – трехполосный фазолинейный громкоговоритель с 18” бумажными басовиками и рупорным оформлением СЧ и ВЧ. Модель работает в полосе от 30 до 22 000 Гц, имеет 95 дБ чувствительности и сопротивление в 6 Ом и допускает подведение 300 Вт музыкальной мощности. 140-килограммовые гиганты звучат изысканно и трепетно.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7243211343_870.jpg?w=800&ssl=1)
11. Onkyo GS-1 Grand Scepter
Разработка 1984 года от Хироюки Йоши – чистый рупор, 117 кг массы, чувствительность в 100 дБ и все аудиофильские примочки, включая вникший блок кроссовера. Звучание Onkyo GS-1 Grand Scepter легко кладет на лопатки многих конкурентов – опять же, демонстрируя живость и натуральность исполнения.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7244699611_870.jpg?w=800&ssl=1)
10. JBL Paragon D44000
С момента своего релиза в 1957 до окончания производства в 1980 году JBL Paragon D44000 являлась самой дорогой бытовой акустической системой в мире. Что ж, 136 кг «живого веса» того стоили, как стоят и сейчас: цены на Paragon D44000 и в 2022 году космические. Игра свеч стоит – «тумбочка» способна воссоздать у вас дома атмосферу ночного клуба, три полосы играют до 15 000 Гц, а сопротивление в 8 Ом и подводимая мощность в 125 Вт отлично годятся и для современных усилителей. JBL Paragon D44000 использовали НЧ-вуфер LE15A, СЧ-драйвер с акустической линзой 375 и рупором H5038P, а также твитер JBL 075.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d72461363bb_870.jpg?w=800&ssl=1)
9. Jensen Imperial
1956 год, настоящий американский звук — Jensen Imperial в цене аудиофилов по всему миру даже в 2022 году. Огромные АС (83 x 135 x 62 см) допускают подведение всего 35 Вт мощности, имеют наилегчайшее сопротивление в 16 Ом и весят 99 кг. Их звуковая подача больше похожа на магию — 15” вуферы и кобальтовые магнитные системы гарантируют бархатный звук, который можно случать часами без намека на утомление.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d72476a7408_870.jpg?w=800&ssl=1)
8. Altec A7 Voice Of The Theater
Крупногабаритные рупорные системы Altec A7 Voice Of The Theater не предназначались для домашнего использования, но в XXI веке поклонники High End’а. обнаружили, что данные АС с легкость закрывают и все бытовые потребности. «Звук в натуральную величину», бескомпромиссная динамика, от АЧХ 30 до 15 000 Гц – перехвалить колонки будет сложно.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d724958dd1d_870.jpg?w=800&ssl=1)
7. JBL Hartsfield
Фетиш для многих коллекционеров, изысканная и слаженная подача – все это, конечно, JBL Hartsfield. Разработка спикеров началась в 1955 году, а в 1957 свет увидели первые модели – оснащенные 15” басовиками 150-4C и уникальными коаксиальными сборками JBL 375 на СЧ и ВЧ. Именно такой подход стал во главе угла для многих фирменных разработок на десятилетия вперед (последняя инкарнация – JBL M2), но именно Hartsfield могут заставить буквально шевелиться волосы от музыкального реализма.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d724a8814b4_870.jpg?w=800&ssl=1)
6. Exclusive model 2401
Рекордные цены для колонок образца 1983 года, динамики TAD (Technical Audio Devices) – два 40 см басовиков с магнитными системами AlNiCo, рупорный бериллиевый драйвер, АЧХ от 29 до 20 000 Гц, 300 Вт мощности, сопротивление в 4 Ома и чувствительность 98 дБ. 145-килограммовые гиганты наглядно демонстрировали, что такое настоящий бас. И, в то же время, ошеломляли своей микродинамикой.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d724bccdc1b_870.jpg?w=800&ssl=1)
5. Vitavox CN-191
Хотите узнать, что такое натуральный звук? Послушайте Vitavox CN-191! Сегодня аудиофилы новомодные High End разработки меняют на эти АС, созданные в 1948 году (см. whatsbestforum). Настоящая магия – честная полоса 30 – 16 000т Гц (на басу, конечно, «пятнашки»), наилегчайшее сопротивление в 15 Ом, 100 Вт подводимой мощности и масса одного спикера в 114 кг. Кстати говоря, Vitavox недавно возродила производство этих спикеров.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d724d039094_870.jpg?w=800&ssl=1)
4. Kinoshita Monitor RM RIS-1C
Вершина производства Kinoshita – за скромным названием Monitor RM RIS-1C прячется 9 (!) Гц нижней граничной частоты воспроизведения и 300 кг веса. Излюбленная фирмой конструкция Vertical-Twin, технология TSS (Total Sleeve Shield) — перечислять можно долго. Колонки были созданы для лучших студий звукозаписи, за эти годы ими было оснащено 350 компаний – но, столь же горячую любовь Kinoshita Monitor RM RIS-1C получили и у аудиофилов.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d724dd98b59_870.jpg?w=800&ssl=1)
3. Apogee Grand
Ultra High End, какой он есть. Apogee Grand перевернули индустрию роскоши в конце ХХ века — и стали мечтой многих любителей звука веской верности. Четырехполосные мастодонты с активным басом (12” вуфер в закрытом ящике с 600 Вт усиления от Krell), отдельное усиление на ВЧ, дистанционно управляемый кроссовер для других полос… Apogee Grand с легкостью воспроизводили полосу от 18 до 27 000 Гц и имели сопротивление в 3 Ома. Система массой более, чем в полтонны, легко развивала звуковое давление в 120 дБ.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d724eca6303_870.jpg?w=800&ssl=1)
2. Klipsch Klipschorn
Многие считают, что «золотой век» аудио закончился на создании Klipsch Klipschorn в 1946 году – именно тогда была поставлена точка и свет увидели действительно ультимативные акустические системы. Что ж, не будет столь радикальными – только несколько лет назад Klipschorn в версии AK6 с закрытым корпусом, наконец-то, стало можно без проблем вписать в любой зал. До этого момента работа 15” вуфера с формированием отражённого баса от стен зала, требовала установки АС строго в углах помещения. Зато, чувствительность в 105 дБ делала возможной раскачку АС даже от одноваттного усилителя, а нижняя частота в 33 Гц ощущалась телом.
![Image](https://i0.wp.com/www.hi-fi.ru/storage/news/2022/07/62d7250ca5b09_870.jpg?w=800&ssl=1)
1. Electro-Voice Patrician 800
Что может быть лучше колонок с «пятнашками» или «восемнашками» на басу? Только АС с 30” (76,2 см) вуферами! Но представленные в 1963 году Electro-Voice Patrician 800 поставили рекорд не только по этому показателю – их саунд оказался абсолютно завораживающим. 143 кг колонки имели дополнительный 12” драйвер для полосы 100 – 800 Гц, рупорную сборку 8HD & T25A на 800 – 3 500 Гц и вертикальный рупорный твитер с текстильной диафрагмой EV T35.
20 июля 2022 года