Коты в пространстве...
 
Уведомления
Очистить все

Коты в пространстве и времени

14 Сообщения
3 Пользователи
62 Reactions
514 Просмотры
Сообщения: 113
Участник
Автор темы
Заслуженный котовед
Присоединился: 3 года назад

Коты единственное домашнее животное, название которого звучит почти одинаково или очень близко практически во всех европейских языках.

кот - русский, белорусский, польский
кат - норвежский, шотландский, шведский, ирландский, корсиканский, словацкий
кэт - английский, датский
ката - немецкий, греческий, грузинский
катш - валийский
кату - армянский
катуа - баскский
котту - исландский
котка - болгарский
кочка - чешский
катус - латинский
катис - латышский
катэ - литовский
кит - украинский
гат - каталанский
гато - испанский, галисийский, португальский, итальянский
шат - французский
хат - арабский ( видимо заимствование из европейских )

Из этого следует что близкое общение с котами у европейцев началось задолго до того как праевропейские языки разделились на кельские, германские, романские, балтские и славянские. То есть коты были устойчиво одомашены европейцами не позднее 8 тыс. лет тому назад.

Исключением из этого являются некоторые языки балканских народов.

мачка - боснийский, венгерский, македонский, сербский, словенский
маце - албанский
мече - татарский ( как пример не европейского происхождения этого звучания )

Видимо это звучание прижилось на Балканах в районах вторжения степняков ( сарматов, гунов, аланов ) в период Великого переселения народов и заменило старое звучание, в этих языках.

Ответить
Комментарии: 13
Сообщения: 113
Участник
Автор темы
Заслуженный котовед
Присоединился: 3 года назад

Кошка в мифах кельтов

 

Не меньший интерес вызывает и история о богине кошек Палу. Родившись на краю земли и штормов, она крошечным котенком попала к пастуху, который выбросил в горную реку неизвестное животное, за то, что она поцарапала его своими когтями. Маленький мальчик вытащил изнемогшее от борьбы с водой маленькое тельце и обогрел Палу. Она жила и охотилась вместе с его собаками на Острове Мечтателей, исчезая лишь на несколько дней во-время полнолуния.  Опустошение и гибель скота в эти дни привлекли внимание короля Артура, и он послал отряд своих верных рыцарей, чтобы они принесли голову кошки. Однако поход окончился неудачей. Отряд погиб, а Палу переправилась через море, где встретила овеянного легендами ирландского кота Мурчату. С тех пор они вместе вызывают штормы и волнения на море, охотясь за незадачливыми рыбаками.

Символ кошки играет большую роль в культурном наследии кельтов. Он часто служил погребальным символом и был олицетворением злых сил. Порой животных даже приносили в жертву. Однако кошки не всегда являлись воплощением зла. Известно, что кельтской богине Керидвен служили белые кошки. Изучая историю кельтов, невозможно не заметить их трепетное и уважительное отношение к кошкам любой расцветки. Они не только изображались на различных предметах, но и принимали участие в некоторых обрядах.

Ответить
Сообщения: 113
Участник
Автор темы
Заслуженный котовед
Присоединился: 3 года назад

Коты викингов

Викинги очень любили котов. Они, бывало, массово забивали их на шкуры, но зато нередко брали с собой в путешествия и гоняли с ними по всей Ойкумене. Судовой кот для викинга был такой же обыденной вещью, как набеги, и без пушистого засранца драккар наверняка казался не таким уютным.

Кошки появились в Скандинавии во времена железного века, в I-III веках нашей эры. Первоначально они здесь встречались редко, видимо, им требовалась акклиматизация. Зато к эпохе викингов (850-1050 годы) усатые расплодились в регионе и были уже практически везде. Причем кошки здесь не просто жили, они жили привольно. Исследования показали, что коты-викинги были в среднем на 16% крупнее нынешних, однако при этом их зубы были меньше, чем у современных. То есть кормили их прекрасно, жили они явно не подножным кормом, а условия их жизни были по тем временам очень хорошими.

Судя по всему, для викингов было крайне важно спасти зерно от мышей и крыс. Но при этом коты использовались и как источник меха. В окрестностях полулегендарной крепости Ноннебаккен в Дании был найден колодец, куда сбросили десятки кошачьих трупиков. Все они погибли не своей смертью и, судя по всему, с них сдирали шкуры. Только представьте себе какого-нибудь ярла в плаще из кошачьего меха, стоящего на носу драккара — внушительное, должно быть, зрелище.

Но кошек не только пускали на костюмы и оставляли сторожить амбары. Согласно исследованию Битц-Торсен и Готфредсен, викинги не расставались с котами и в плаваниях. Скорее всего, брали их все с той же целью: чтобы хранили запасы провизии на драккаре и в лагере. При этом коты северян нередко сбегали, так что в итоге им в свое время удалось расплодиться в Исландии и даже в Гренландии.

Не исключено, что котов брали с собой и просто как питомцев. Хотя с этим было сложнее, чем сейчас: у викингов коты считались символом ярости и воинственности. Так что в те времена они, видимо, были не такими дружелюбными. В скандинавских легендах даже сохранилась легенда о Иольском коте — огромном монстре, который пожирает или до смерти задирает тех, кто ленился и не успел навязать себе теплых варежек и носков на зиму (да, для викинга было не зазорно связать себе варежки).  

коты викингов викинг кот отвратительные мужики disgusting men

Викинги не только возили котов с собой в приключения, но и тащили их домой из других стран. Чаще всего привозили питомцев из Средиземноморья (считались довольно ценным трофеем) или из Шотландии. Причем шотландские могли поспорить по воинственности и необузданности с местными, за что и ценились. Показательно, что кошки северян сохранили некоторые особенности диких предков — возможно, это была уникальная популяция, от которой в наши дни остались норвежские лесные коши.    

Ответить
Сообщения: 113
Участник
Автор темы
Заслуженный котовед
Присоединился: 3 года назад

Коты на Руси

В русских сказах, во многом вышедших из старославянских, кошка — один из основных персонажей и самый умный зверь. Всем известный Кот Баюн сам слагал сказы, обладал уникальным голосом (слышным за семь верст), мог своими песнями как зачаровывать до смерти, так и излечивать от болезней. Хотя у Пушкина Кот Ученый ходит вправо-влево, в русской мифологии он ходит вверх-вниз. И не по дереву, а по железному столбу.

Кот Баюн заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить», то есть — Баян. В сказах говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одном из сказов о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Йоги.

Существует большое количество сказов, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказы сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

В славянских повериях Земляная Кошка (или Подземная Кошка) охраняет клады ( тоже самое у кельтских народов ). В сказах Бажова рассказывается о поверьях уральских золотодобытчиков, в которых Земляная Кошка охраняет подземные богатства — руды и минералы. Кошка живет под землей, иногда лишь можно заметить ее уши…

До введения христианства на Руси наши предки почитали всемогущего Бога Навьевого царства, скота, богатства и всех лесных животных — Велеса. Велес мог принимать образы разных зверей, главное, чтобы тот зверь был мохнат — медведь, например. Кот является спутником Бога Велеса, священным животным, и с ним связано немало обычаев и обрядов.

После введения христианства имя Велеса было запрещено, и древний бог стал принимать в сознании русичей образ Святого Власия (как и у Велеса имя от слова «волос») или Святого Николы. Святой Власий был покровителем скота, как и Велес. Вот в честь святого Власия в деревнях и стали называть котов Васьками — в память о Велесе. Потом первопричина, конечно, забылась. 

На Руси образ мохнатого кота — спутника Велеса — ассоциировался с домовым. Домовые, по вере наших предков, имеют разные звания, и каждый отвечает за свой участок: кто за дом или баню, кто за конюшню, за хлев. Ко всей этой домовой братии пращуры относились с трепетным уважением. Главного домового называли порой хранильником. Домовой следит за порядком и доброжелателен, но может и смертный конец ускорить.

Особая мистика всегда окружает строительство нового жилья. Здесь непременно был нужен подарок духу новостройки. Без обрядового подношения новоселов и их родственников ожидала смерть. Кто первый порог — магическую черту — пересечет, рискует с таинством судьбы столкнуться. Поэтому родился обычай впускать в дом первым кота, как зверя, связанного с могучим Велесом, повелителем душ людей и животных. Впускали кота, приговаривали: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». И идет кот Васька через порог, защищая людей от всех превратностей судьбы, на себя все беды брал.

За овин в хозяйстве отвечает другой домовой — овинник. Страшен он, так как имеет власть над огненной стихией. В овине хлеб, солома сушится, и печка есть. Чуть что не так, взвоет в диком танце пламя, погибнет урожай. Свой-то домовой вреда не причинит, но, по повериям, пожары случаются по вине чужого овинника, который по наветам беду хозяевам приносит. Задача своего овинника-домового было и есть чужаку помешать и не как-нибудь, а при помощи огненных головешек. В образе овинника-защитника выступает всегда черный кот.

До сих пор сохранилась на Руси вера, что в несчастном доме коты не ведутся, а кто убьет кота, тому семь лет ни в чем удачи не видать. Кто любит и бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».

Домашние кошки появились на территории Руси раньше, чем наши предки стали христианами. Самые первые сведения о домашних кошках дают археологические находки на территории бывшего СССР. Вот некоторые данные, приведенные В. Карповым в его работе «Трактат не только о кошке» (Ежегодник «На суше и на море», 1987).

Научно зафиксировано продвижение домашней кошки от берегов Черного моря на суровый север происходило медленно. Так, найденные археологами останки на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам новой эры. Но опять-таки только по одному экземпляру в трех поселениях. Однако уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологи фиксируют появление кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В VII-IX веках этот зверь попадает в район Старой Ладоги и в Среднее Поволжье. Хотя по древнейшему поверию одним из образов хозяина леса является кот.

 
Ответить
Сообщения: 113
Участник
Автор темы
Заслуженный котовед
Присоединился: 3 года назад

Кошки в античном мире

Вначале, у древних греков, не было никаких кошек. Потом в Древнюю Грецию зачастили финикийские торговцых, которые и показали античному миру первых кошек. И пошло, поехало, в Греции начался настоящий кошачий бум! Котов покупали за бешеные деньги, за одного пушистого кота-крысолова отдавали семью рабов, которая состояла из сильного и крепкого раба, красивой и сексуальной рабыни и даже маленького ребенка.

Но кошки были по прежнему редким гостем в древнегреческих домах. От крыс и мышей грекам помогали спасаться хорьки и ласки. Гораздо более популярным кошачьим образом – был образ льва, которых, как это ни странно, в Греции было больше и стоили они дешевле, если исчислять их стоимость в рабах.

Привезенных в Грецию кошек боготворили, животные жили при храмах, им пели песни и изображали их силуэты на античных амфорах и храмовых фресках. Если кошку кто-то убивал, то убийцу ждало страшное наказание. В самом лучшем случае, убийца должен был отдать пострадавшему хозяину новую кошку, а это, учитывая их стоимость в рабском эквиваленте и редкость их наличия – было практически невозможно. Вот и приходилось убийце кошек идти в добровольное рабство или сознательно садиться на кол перед всем народом. Особенно жестоких и несговорчивых убийц кипятили прилюдно в большом котле.

Древние греки считали домашнюю кошку образом любви и плодородия. Греческие аборигены не уважали древнюю эротическую традицию египтянок натираться кошками в процессе сексуальных игр, но при этом самых знаменитых и богатых гетер всегда окружали верные друзья – кошки. Согласно одному из известных греческих мифов, известная гетера Элана имела в своем доме 7 больших пушистых кошек, которые своим утробным мурчанием всегда аккомпанировали сладострастным стонам, в те частые моменты, когда к Элане приходили совокупляться Олимпийские боги мужского пола. В награду за такое неземное удовольствие Зевс, пришедший к гетере в образе прекрасного юноши даровал ей способность самой превращаться в большую черную кошку.

В дальнейшем, по исходу Древней Античной эры, почитание кошек сводилось на нет, и по приходу мрачного средневековья, кошки из храмовых животных превратились в пособников ведьм и колдунов, которых необходимо сжигать на кострах, как можно в большем количестве.

Ответить
Сообщения: 113
Участник
Автор темы
Заслуженный котовед
Присоединился: 3 года назад

Коты в Древнем Египте.

Один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст — богиня с головой кошки — изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

Со времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис, главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. 

Культ Баст был официально запрещён, попав под действие ряда эдиктов Римского императора Феодосия I Великого 381-394 годов, направленных на борьбу с язычеством. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами поклонения.

 

Ответить
Сообщения: 113
Участник
Автор темы
Заслуженный котовед
Присоединился: 3 года назад

Коты в иудаизме

В иудаизме существует довольно сложная для понимания и местами запутанная система классификации животных, усугубленная к тому же многочисленностью ветвей религиозных традиций. 

В общем, в иудейской традиции нет религиозного запрета держать в доме животных, если они неопасны. Однако у истово верующих евреев в домах нет ни кошек, ни собак, потому что дом есть обитель человека, а не животного. Животных нельзя обижать, даже разрешается помогать им, если они бездомны или больны, но демонстрация, если так позволительно выразиться, такого гуманизма (как истинного, так и ложного) строжайше запрещена, ибо это считается крайней степенью эгоизма (ведь любовь нужно дарить, прежде всего, людям). К тому же, если животное голодно и надоедает вам, клянча еду и путаясь под ногами, вполне допускается ударить его пару-тройку раз. Хотя убивать животных ради развлечения нельзя.

Кошки в иудаизме выступают в качестве существ, отношение к которым довольно противоречиво. В Торе кошки не упоминаются ни разу. Инорирование кошек в текстах Торы объясняется тем, что древние иудеи уж слишком хорошо познакомились с этими животными, культ которых процветал в стране Гошен (так евреи называли Египет), где божий народ проживал до Исхода в качестве рабов. Иудей воспринимал кошку как тройной степени нечистоту – некошерное животное, объект религиозного поклонения (идол) и олицетворение мертвечины, к которой строго запрещается прикасаться (в Египте кошек считали божествами, неприкосновенными, а после смерти в обязательном порядке мумифицировали и хоронили в специальных некрополях). Соответственно, чем меньше в священных книгах будет упоминаний об этих ужасных существах, тем лучше.

Позже, однако, приверженцы иудаизма несколько смягчили свое резкое неприятие к кошкам. В Талмуде, например, «хатуль» (то есть, кот или кошка) упоминается приблизительно раз десять в различных главах. Характеризуются там кошки очень по-разному: и как очень полезное домашние животные (например, рассказывается о кошках, которые ловили мелких змей, чтобы они не заползали в дома), и как свирепые хищники, опасные для маленьких детей (история о том, как кошка откусила руку ребенку), и как достойный пример для подражания («Если бы не была дана Тора, мы учились чистоплотности у кошек»).

В книге Берешит (комментарии к Торе) указывается, что христиане похожи на собак, а кошки подобны иудеям – церемониальны, как фарисеи, степенны и независимы, мистически настроены и изнежены, и также пренебрежительно относятся ко всем прочим живым существам.

Харедим (евреям-ультраортодоксам) строжайше запрещено держать кошек в доме. У евреев-хасидов имеется целая серия легенд о переселении душ. Самая известная из них — о девушке, которая по субботам шила и за этот грех была наказана: в следующем воплощении родилась кошкой.

 

Ответить
Сообщения: 113
Участник
Автор темы
Заслуженный котовед
Присоединился: 3 года назад

Коты в католицизме

Когда Папой Римским стал Григорий IX (1227-1241 года), кошкам досталось по-полной. Именно этот Папа учредил папскую инквизицию, которая должна была справляться с еретиками — пытки Григорий IX не одобрял, но заключение в тюрьму поощрял. 

В то время кошки считались как раз атрибутом еретических верований, и особенно черные кошки. В них инквизиция видела само воплощение Сатаны. Тем более, что кошек не любил лично Конрад Марбургский — глава инквизиции. Жестокий и свирепый, он беспощадно исполнял свои обязанности, возложенные на него Григорием IX. Поэтому когда Конраду понадобилось добыть свидетельств о том, кто кошки общаются напрямую с Сатаной — он их добыл.

Конрад даже добыл и «точное описание инициации человека Сатаной». Такие «свидетельства» повествовали об организованных черных мессах, на которых была огромная жаба, размером с собаку, которая превращалась в бледноликого человека. Инициируемый должен был поцеловать этого человека, и с этого момента он или она полностью забывали всё, что когда-либо слышали в церкви. А после того, как все присутствующие забывали о церкви, оживала статую черного кота — и в виде кота сам Сатана обходил своих новых адептов. А после этого, согласно доносами и признаниям, начиналась оргия.

То, что подобные «признания» и «сведения» были добыты в ходе жестоких пыток, никого в инквизиции и папстве не смущало. В конце концов, раз уж люди давали такие подробности, значит так оно и было. Именно поэтому в 1233-1234 годах католическая церковь начала уничтожать кошек. А также людей, у которых эти кошки жили.

Именно такое тотальное истребление кошек привело в итоге с пандемии чумы в середине 1300-х. Хотя даже с началом эпидемии охота на кошек не остановилась — люди верили, что болезнь — это проказы Сатаны, так что кошек надо истреблять еще усерднее.

Столетие спустя кошкам снова досталось — в этот раз католическая церковь обвиняла их в содействии ведьмам. И снова Папа Римский, на этот раз Иннокентий VIII, приказал уничтожать всех кошек. Конечно, людям доставалось во много раз больше — именно Иннокентий VIII издал известную буллу «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»), которая призывала во всех странах христианской Европы усиленно уничтожать ведьм и кошек.

Например, в Бельгии есть до сих пор празднование под названием «Kattenstoet» — в его ходе отмечается история страны. Одним из моментов такого празднества является торжественное выбрасывание мягкой игрушки в виде кота из колокольни церкви, а потом торжественное сожжение чучела, которое символизирует собой ведьму. В Средние века такой «праздник» также проводился, только выбрасывали из колокольни настоящую кошку и сжигали на костре настоящую женщину, объявленную ведьмой.

Сейчас кошек можно увидеть на территории Ватикана. К счастью, их никто больше не сжигает и не выбрасывает с высотных зданий. Единственное, что сказал нынешний Римский Папа Франциск, это что не стоит тратить большие деньги на костюмы своим питомцам, уж лучше потратить их на благотворительность.

Ответить
Сообщения: 113
Участник
Автор темы
Заслуженный котовед
Присоединился: 3 года назад

Коты в Православии

По сложившейся церковной традиции собаку считают «нечистым» животным, и якобы поэтому ей непозволительно заходить в храм, более того, некоторые церковники пугают прихожан, рассказывая им о том, что даже если собака забежит в храме на минуту, то помещение надо не просто вымыть, но и заново освятить.

Коты же в православных храмах не только чувствуют себя вольготно, но и без опаски могут заходить в алтарь, спать там, а в некоторых казусных случаях во время службы норовят, задрав хвост, выйти через царские ворота впереди архиерея. Но почему такая несправедливость?

Кошки в Библии ни разу не упоминаются, в то время как о собаках вспоминают довольно часто и все время в негативном контексте. Апостол Павел сравнивает отступников-еретиков с псами и призывает их опасаться.

Но почему тогда кошек не только пускают в храм и позволяют входить в алтарь, но священники и монахи относятся к ним с огромной любовью, позволяя им жить в монастырях, а в некоторых храмах даже служат молебны о призвании помощи бездомным животным, при которых прихожане держат «мурлык» на руках? В старых владимирских и суздальских монастырях в воротах даже есть специальные отверстия для кошек.

Возможно, происходит это потому, что монахи считают, что кошка своей мягкостью, бесшумностью и отсутствием суеты располагает человека к молитве, побуждает в нем самые лучшие, теплые чувства. Но есть и исторические оправдания такой любви к кошкам.

Один из последних оптинских старцев по имени Нектарий, умерший в 1928 году, рассказывал предание, по которому кошка во время Великого потопа спасла Ноев Ковчег, слопав мышь, которая по наущению дьявола пыталась прогрызть дырку в днище.

Есть и совершенно житейское оправдание тому, что кошек пускают даже в алтарь – они охотятся на мышей и не позволяют им грызть просфорки и восковые свечи, то есть приносят в храме конкретную пользу и этим служат Богу. А на Святой горе Афон они тоже несут свою службу – ловят змей.

Ответить
Комментарии: 2
Ктулх Оглы
Администратор
Присоединился: 4 года назад

Котовед Всея Руси
Сообщения: 1474
Автор сообщения: @stray-cat

Коты в Православии

По сложившейся церковной традиции собаку считают «нечистым» животным, и якобы поэтому ей непозволительно заходить в храм, более того, некоторые церковники пугают прихожан, рассказывая им о том, что даже если собака забежит в храме на минуту, то помещение надо не просто вымыть, но и заново освятить.

Коты же в православных храмах не только чувствуют себя вольготно, но и без опаски могут заходить в алтарь, спать там, а в некоторых казусных случаях во время службы норовят, задрав хвост, выйти через царские ворота впереди архиерея. Но почему такая несправедливость?

Камрад, хотелось бы искренне поблагодарить Вас за прекрасный обзор!!! Жемчужина сайта, без прикрас! И, главное, по теме! Так держать! Я с этого момента начинаю возлагать на Вас большие надежды, как на перспективного автора по научно - кошачьей тематике! Good Clapping Good  

Ответить
Gera
 Gera
Модератор
Присоединился: 4 года назад

Котовед Всея Руси
Сообщения: 889

@stray-cat

Вот спасибо! Замечательный познавательный материал.

Ответить
Сообщения: 113
Участник
Автор темы
Заслуженный котовед
Присоединился: 3 года назад

Коты в Исламе

Ислам относится к кошкам с большой теплотой. К примеру, кошка - единственное животное, которому разрешен вход в мечеть. Чтобы понять, почему исламская традиция столь благостно относится к усатым и хвостатым, стоит упомянуть наиболее известные предания о жизни пророка Мухаммада.

Так, существует одна легенда, прочно укоренившееся в исламской фольклорной традиции, о любимой кошен пророка Муиззе. Предание гласит, что пророк Мухаммад во время похода на Ухуд, увидел, как она вскармливает грудных котят, и дабы воины не затоптали ненароком пушистое семейство, поменял маршрут движения солдат.

А однажды Муизза улеглась спасть на полу халата Мухаммада во время его молитвы. И по окончании намаза пророк предпочел отрезать кусок от рукава, только бы не потревожить сон животного. После пробуждения кошка, как гласит легенда, — низко поклонилась пророку Мухаммаду за такой поступок.

Свидетельством благожелательного отношения к кошкам еще во время формирования исламской уммы является само имя одного из известных сподвижников пророка - Хазрати Абу Хурайра, что означает "отец котят". Вообще при рождении его нарекли языческим именем Абд аш-Шамс - "раб солнца", но как-то он с котенком на плече шел по улице и встретил пророка Мухаммада, назвавшим мальчика "маленьким отцом котят". По легенде с этого момента и сам Абу Хурайра представлялся посторонним не иначе как "отец котят".

В суфийской традиции есть легенда о неком Абу Бакре Аш-Шибли, которому во сне голос свыше сказал: "Тебе были отпущены грехи. Помнишь ли холодный день в Багдаде, когда ты брел, укутавшись в теплый плащ, и вдруг встретил замерзающего котенка? Ты взял его и спас от смерти, согрев под плащом. Из-за этого котенка прощены твои прегрешения".

В одном из хадисов пророк отмечает, что некая женщина была замучена и брошена в ад, из-за кота, которого она держала взаперти, не имеющего возможности поймать себе добычу, пока он не умер от голода.

Согласно требованиям Корана, мусульмане очень щепетильно относятся к правилам религиозной чистоты. В случае, если человек перед молитвой не совершил ритуальное омовение или осквернил себя наджасом - веществом, к которому запрещено прикасаться без необходимости, - его молитва может быть не принята Господом. Исламские улемы столетиями спорят о том, что вне четко оговоренного Кораном списка считать наджасом, а что нет. Однако богословы сходятся в одном: слюна кошки, в отличие от  иных животных, не является нечистой.

Так, Айша, жена пророка Мухаммада, во время намаза увидела, как кошка ела пищу, стоящую на полу. Завершив молитву, Айша, немало не брезгуя, стала есть после животного, сказав, что раз пророк делал молитвенное омовение водой, которую пили кошки, то и вкушать пищу, к которой они прикоснулись, – не грех.

Исламская традиция наложила колоссальный отпечаток на национальные обычаи сотен восточных народов. Особняком здесь стоит Турция, где покровительство пушистым питомцам граничит с обожанием. Так, последний самодержавный султан Османской империи Абдул-Хамид II просто обожал кошек, а его любимцем был белый длинношерстный кот по прозвищу Ага Эфенди.

 

Ответить
Страница 1 / 2
Поделиться:
Пользователи онлайн:

 На данный момент нет онлайн-пользователей

Присоединяйтесь!
Кот дня
Новые ответы
Новые темы