2025, «Контрапункт».
Ведущий «Контрапункта» Никита Симонов в этом выпуске не только рассказывает биографию АВВА, но и пытается ответить на вопрос, в чем основной секрет популярности группы и музыки, которая вот уже 50 лет не устаревает. Секретов на самом деле много, и нет какого-то основного, который волшебным образом позволял превращать мелодии в золото. И составляющие успеха АВВА на самом деле звучат банально: хитмейкерский талант, любовь к своему делу, химия между участниками, потрясающее сочетание женских голосов, а также искренность, ответственность, понимание. Они делали жизнерадостную, здоровую, правильную музыку, которая далеко не сразу выиграла конкуренцию с песнями протеста асоциальных рок-музыкантов. И уже не одно новое поколение открыло для себя АВВА и полюбило.
Никита Симонов сделал очень тёплый выпуск, изобилующий великой поп-музыкой. Рассказывая про «Dancing Queen» 1976 года, он вспоминает, что в процессе записи у исполнителей побежали мурашки. «А у слушателей они бегут до сих пор», — добавил он, и это оказалось абсолютной правдой. Сколько раз я слушал эту песню, а она по-прежнему так действует.
АВВА так и не покорила американский рынок, да и все остальные группа завоевала не сразу. Победа на «Евровидении» с «Waterloo» способствовало взлёту популярности шведского квартета, но ни у кого не было уверенности в том, что у них будет ещё какой-нибудь хит. В конце концов на фоне модного тогда хард- и арт-рока песня-победитель от АВВА выглядела легковесным коммерческим продуктом. Бьорн, Бенни, Агнета и Анни-Фрид и сами не стали водружать короны на свои головы – вместо этого в студии кропотливо шёл поиск собственного звучания. В итоге песни АВВА невозможно спутать ни с чьими другими – хотя музыканты использовали элементы самых разных жанров, от диско до регги. «Каждая песня АВВА имеет своё лицо – не то что песни Тейлор Свифт», — замечает Симонов.
Кстати, в британском чарте песня «Mamma Mia» сменила «Богемскую рапсодию», в которой тоже есть фраза «mamma mia». Потом у АВВА было беспрецедентное количество хитов, тексты которых совсем не легковесны. Так, «Fernando» повествует о мексиканских революционерах, «Happy New Year» — печальнейшая песня про ушедший праздник, а «The Winner Takes It All» была навеяна разводом Бьорна и Агнеты: из личной драмы получился очередной хит. Они знали, о чём поют, их музыка при всей своей искристости была музыкой взрослых людей.
После того как оба семейных дуэта распались, квартет решили сохранить – но не смогли. Совместная работа в студии уже не приносила радости, и четвёрка решила разойтись. Удивительно, но их магия сохранилась и через сорок лет после распада, когда АВВА выпустила новый альбом «Voyage». До хитов 70-х эти песни, конечно, не дотянули, но голоса и саунд всё равно оставили ощущение волшебства.
Алексей Мажаев, ИнтерМедиа
