Обзор цифрового интегрального усилителя с MM/MC-фонокорректором
HighEndаудио – одна из самых консервативных территорий, где однотактный ламповый усилитель со схемой, разработанной сто лет назад, звучит априори лучше напичканного процессорами и цифровыми шинами компонента. И преодолеть такие шаблоны – задача крайне сложная. Но иногда встречаются люди, которые покушаются на эти скрепы. В результате, на свет появляются такие компоненты, как интегральный усилитель Technics SU-R1000.
Возрождая легендарный бренд Technics, японцы поставили перед собой очень амбициозную задачу – сделать это на новом современном технологическом уровне. Хотя, куда проще было бы воспользоваться прежними заслугами аудиотехники под легендарной маркой и выпустить добротные, но вполне рядовые по использованным решениям модели. Но нет – был выбран куда более тернистый путь, на реализацию которого был потрачен не один год разработок. В результате на свет появилась совершенно новая линейка компонентов R, что значит Reference, и в её составе – интегральный усилитель Technics SU-R1000.
Изучаем
Главной особенностью интегрального усилителя Technics SU-R1000 является то, что это полностью цифровое устройство. Сигналы, поступающие с аналоговых входов, оцифровываются и вся дальнейшая их обработка происходит в цифровом виде. Выходные каскады здесь работают в классе D и даже источники питания (а их здесь несколько) используются импульсные.
Предположу, что у большинства читателей в этом месте возникнет острое желание прекратить дальнейшее чтение – ведь всем известно, что живая музыка умирает в момент перевода аналогового сигнала в цифру. Но я бы не стал торопиться – это первый стереотип, который с успехом ломает Technics SU-R1000.
Но сначала о плюсах, которые даёт такой подход. Заглянем по другую сторону баррикады – туда, где готовят те записи, которые мы с удовольствием слушаем. Не секрет, что звукорежиссёры уже давно предпочитают работать «в цифре». На этом уровне спектр инструментов работы со звуком несоизмеримо шире, а сами инструменты – намного точнее и мощнее. И дело здесь не только в том, что на выполнение одного и того же объёма работ при цифровом мастеринге требуется на порядок меньше времени, но и в том, что многие задачи можно решить только «в цифре».
Аналогично дела обстоят и на стороне воспроизведения – в цифровом домене можно решать гораздо больший спектр задач с существенно более качественным результатом. В качестве примера можно привести многополосные акустические системы и задачу разграничения зон ответственности излучателей в таких колонках. Не секрет, что лучший результат даёт отдельное усиление каждой полосы с цифровым кроссовером на основе DSP, который позволяет гибко управлять используемыми фильтрами как по типу, так и по крутизне, а также компенсировать фазовые искажения. Для пассивного аналогового кроссовера такие задачи куда сложнее, а порой и нерешаемы.
Тотальный перевод всего материала в цифру в усилителе Technics SU-R1000 позволяет реализовать несколько уникальных фирменных технологий, направленных на повышение качества звучания. Часть из них помогает решить проблемы, характерные для цифрового тракта, но есть и технологии, решающие задачи общего характера. В Technics эти технологии нарекли аббревиатурами – JENO, ADCT, LAPC, AS2PS… Без шпаргалки от производителя здесь точно не разобраться. Постараемся не упустить ничего важного.
JENO Engine – технология, призванная устранять джиттер сигнала ШИМ-усилителя, благодаря использованию прецизионного тактового генератора для подавления джиттера в нижней части спектра и преобразователя частоты дискретизации для борьбы с джиттером в высокочастотном диапазоне. Подобное комплексное решение обеспечивает эффективность устранения джиттера по всему спектру.
ADCT (Active Distortion Cancellation Technology) – технология активного подавления искажений. Фактически заменяет отрицательную обратную связь в классических усилителях, но поскольку реализована в цифровом поле, работает более точно и эффективно.
LAPC (Load Adaptive Phase Calibration) – технология адаптивной оптимизации импеданса нагрузки.
Позволяет при работе усилителя учитывать особенности подключенных акустических систем, точнее говоря – особенности поведения их импеданса. Для того, чтобы воспользоваться этой технологией, нужно запустить из меню усилителя процесс калибровки, и после серии тестовых сигналов в память устройства будет записан профиль калибровки, который будет использоваться в дальнейшем при работе усилителя. Применение этой технологии позволяет выровнять фазу, снизить искажения и получить более чёткое и прозрачное звучание за счёт оптимальной работы выходного каскада с конкретной моделью акустики. На пульте дистанционного управления есть отдельная кнопка LAPC, с помощью которой можно активировать или дезактивировать этот профиль, а на лицевой панели усилителя есть светодиод, который показывает активна эта система или нет.
Технология AS2PS (Advanced Speed Silent Power Supply), как следует из названия, реализована в импульсных блоках питания усилителя и отвечает за скорость и отсутствие помех от их работы. В источниках питания используются полевые транзисторы на основе нитрида галлия (GaN), отличающиеся более высокой скоростью работы и энергоэффективностью. Блоков питания здесь четыре – два питают аналоговую и цифровую части предварительного усилителя и два – усилители мощности правого и левого каналов. Каждый источник питания отделён от остальных блоков усилителя стальными пластинами, которые эффективно защищают элементы схемы от наводок и помех.
Отдельно нужно упомянуть встроенный в Technics SU-R1000 фонокорректор Intelligent Phono EQ. Да, он тоже полностью цифровой – входные сигналы преобразуются с помощью чипа AKM AK5572EN от компании Asahi Kasei в цифровой поток PCM с параметрами 24 бит / 192 кГц, и вся дальнейшая обработка производится «в цифре». Благодаря этому удалось не только реализовать все возможные кривые эквализации, применяемые за всю историю звукозаписи (Columbia, Decca/London, NAB, AES, RCA, IEC и, наконец, RIAA), но и использовать три фирменных технологии, повышающих качество звучания – Accurate EQ (точная кривая эквализации), Crosstalk Canceller (подавитель перекрестных помех) и Response Optimizer (оптимизатор отклика). Первая обеспечивает нетипичную для аналоговых фонокорректоров точность следования референсной кривой. Строго говоря, это гибридная технология, в которой низкочастотная часть спектра отсекается ФНЧ и усиливается в аналоговом виде, а высокие частоты обрабатываются уже после оцифровки.
Две другие технологии оптимизируют работу фонокорректора с конкретной головкой звукоснимателя, причём, сама калибровка, как в случае с акустикой, здесь автоматизирована. В комплекте с усилителем идёт специальная калибровочная пластинка с тестовыми сигналами. В процессе калибровки усилитель анализирует получаемый от проигрывателя сигнал и формирует профиль коррекции. Причём, в результате получается не только более ровная АЧХ, но и улучшается разделение каналов (снижаются перекрёстные помехи), что является для винилового тракта существенной проблемой. Для любителей использовать разные картриджи, либо для владельцев проигрывателей с несколькими тонармами полезно будет узнать, что усилитель способен запомнить три коррекционных профиля. И опять подчеркнём – ничего подобного в полностью аналоговом тракте реализовать бы не получилось. Кстати, обе эти функции (Crosstalk Canceller и Response Optimizer) тоже отключаются с пульта дистанционного управления. Стоит отметить, что фонокорректор оснащён не только несимметричным входом на разъёмах RCA, но и балансным на XLR. Но подключать к балансному входу можно только картриджи с подвижной катушкой (MC).
Нужно отметить, что несмотря на цифровую природу Technics SU-R1000 аналоговой коммутации здесь уделено даже больше внимания, чем цифровой. Кроме упомянутых входов фонокорректора, усилитель предлагает два несимметричных линейных входа на разъёмах RCA и один балансный на XLR. Есть здесь и вход/выход для подключения магнитофона, а также выход с предварительного усилителя и вход усилителя мощности, который будет полезен при интеграции Technics SU-R1000 в систему домашнего кинотеатра.
Переходя к цифровой коммутации, нужно отметить, что в усилителе отсутствует ЦАП. Точнее, ЦАП здесь есть, но он обслуживает аналоговые выходы на запись и с предварительного усилителя, о которых шла речь выше. А сигналы с цифровых входов без всякого преобразования поступают на дальнейшую обработку. И в этом смысле теоретически идеальным цифровым источником для Technics SU-R1000 будет транспорт. То есть, источник, обеспечивающий цифровое подключение к усилителю. Для этого Technics SU-R1000 предлагает два оптических порта Toslink, пару коаксиальных входов SPDIF и два порта USB-B. При этом, аудио в формате PCM с максимальным разрешением 32 бит/384 кГц и в формате DSD (до 22,4 МГц) удастся передать только по USB. В этом контексте очень не хватает входа I2S – цифровых источников с таким выходом существенно больше, чем с выходом USB. А вот чего стоит по возможности избегать – это подключения цифровых источников «по аналогу». В этом случае получим двойное преобразование – сначала в источнике из цифры в аналог, затем в усилителе – из аналога в цифру. А двойное преобразование скорее всего скажется на качестве звучания не лучшим образом. И, раз уж зашла речь об источниках, усилителю очень не хватает встроенного сетевого стримера, который бы с большой вероятностью закрыл бы львиную долю потребностей современного любителя музыки. И проблема с интерфейсами отошла бы на второй план. А из внешних источников остался бы проигрыватель виниловых пластинок и плеер оптических дисков.
К качеству изготовления и дизайну интегрального усилителя Technics SU-R1000 нельзя предъявить решительно никаких претензий. При весьма немалой стоимости компонента, выглядит и воспринимается он, что называется, «на все деньги». Приятные и глазу, и тактильно металлические поверхности, идеально ровные зазоры, рукоятки, поворачивающиеся с точно дозированным усилием – здесь всё просто кричит об эксклюзивности. Дизайн передней панели минималистичен – крупная рукоятка регулировки громкости занимает центральное место, прямо под ней расположились большие стрелочные индикаторы уровня сигнала, закрытые толстым стеклом и оснащённые лунной подсветкой – аллюзия на классические топовые усилители Technics. Кстати, подсветку, как и сами индикаторы, можно отключить с пульта ДУ, но кому может понадобиться такое варварство – не очень понятно. Справа от регулятора громкости расположена небольшая ручка поворотного селектора входов, а рядом с ней – маленький однострочный дисплей, на который выводится название активного входа. При регулировке громкости на этом дисплее отображается текущий уровень, а при настройке – позиции системного меню. Учитывая небольшие размеры этого дисплея, не позволяющие считать информацию с нескольких метров, для работы с системным меню придётся расположиться рядом с усилителем. Конечно, было бы гораздо удобнее для настройки Technics SU-R1000 использовать web-интерфейс, либо приложение для мобильных гаджетов. Но, увы…
Система
Прослушивание интегрального усилителя Technics SU-R1000 было организовано в салоне «Каретный сарай» компании «Аудиомания» в Алексеевской слободе. Просторное помещение площадью 40 квадратных метров имеет очень высокие потолки, поэтому качественный бас здесь был вполне ожидаемым. Усилитель работал с полочными акустическими системами Penaudio Suomi (2 499 000 руб.), установленных на фирменные стойки Penaudio Stand One (249 000 руб.). В качестве источника выступал сетевой стример Metronome Technologie DSC (2 968 000 руб.). К сожалению, этот стример не оснащён цифровыми выходами, поэтому для подключения к усилителю использовался балансный аналоговый интерфейс. Коммутация осуществлялась кабелями компании Nordost – межблочные Frey 2, акустические Heimdall, кабели питания – Red Dawn и Heimdall 2. Тестовые треки в стандартном и высоком разрешении воспроизводились со стримингового сервиса Qobuz.
Слушаем
Возвращаясь к стереотипам – когда собираешься слушать полностью цифровое устройство с ШИМ-усилителем, подспудно ожидаешь услышать «цифру» – динамичную подачу с высокой детализацией, но резкую, холодную, отстранённую и хирургически-аналитичную. И действительно, уверенно и легко управляя акустическими системами, Technics SU-R1000 демонстрирует очень динамичное звучание с огромным количеством мельчайших деталей, которые буквально обрушиваются на слушателя. Такое впечатление, что знакомые по многочисленным прослушиваниям записи ремастировали с до сих пор недоступных источников, открыв в них много новых нюансов. С масштабом звукового полотна, формированием сцены и расположением виртуальных источников звука на ней Technics SU-R1000 тоже справляется отлично – сцена чётко эшелонируется, выводя вперёд вокалистов и солирующие инструменты.
При этом, в звучании усилителя (с учётом высочайшего уровня источника, разумеется) нет и тени жёсткости и резкости. Наоборот, Technics SU-R1000 отличается комфортной и мягкой подачей, которую уместнее сравнить даже не с транзисторной, а с ламповой техникой. Динамичность звучания с обилием деталей и воздуха соседствует здесь с тембральной нейтральностью – усилитель не привносит ничего от себя. В этом смысле перед нами идеальный Hi-Fi-компонент, которого не слышно в тракте.
Бас – энергичен и хорошо структурирован. Недюжинные способности Technics SU-R1000 по контролю акустических систем наглядно проявляются при прослушивании композиций с часто используемого нами для стресс-тестов альбома Гэри Мура «Scars», записанного с явным превалированием баса. Сегодня эти треки прозвучали мощно и напористо, сформировав настоящую стену звука. При этом, бас оставался упругим и чётко очерченным – не было даже намёка на гулкость и кашу, свойственные усилителям с недостаточной энерговооружённостью.
Интегральный усилитель Technics SU-R1000 практически лишён жанровых предпочтений. Полифония симфонического оркестра или камерные произведения в исполнении акустических инструментов в его исполнении передаются ничуть не хуже заводных и энергичных рок-композиций или насыщенной басами сложной электронной музыки.
Предположу, что если слушать Technics SU-R1000, не зная особенности его конструкции, то будет полная уверенность, что перед нами классический усилитель, работающий в классе A или A/B. Тем более, что чисто внешне ничего не намекает на использование усиления в классе D – корпус усилителя весьма крупный, а вес приближается к 23 килограммам. Сомнения могут закрасться по потреблению энергии, которое указано на уровне 220 Ватт, но чтобы это выяснить придется изучать инструкцию.
Отдельной частью тестирования было сравнение звучания усилителя с активными системами улучшения качества звучания и без их участия. Выработанный десятилетиями стереотип диктовал, что все цифровые «улучшайзеры» – от лукавого и должны быть немедленно отключены. И опять Technics SU-R1000 напрочь сломал эту установку. Отключать ни одну из описанных выше фирменных технологий, включая, о ужас, реализованные в фонокорректоре, не хотелось совсем. И здесь инженеры Technics заслужили бурные и продолжительные аплодисменты.
Паспортные данные:
Тип – интегральный усилитель с встроенным MM/MC-фонокорректором | Название – Technics SU-R1000 | Цена, руб. – 1 190 000 | Выходная мощность, Вт – 2 х 150 (1 кГц, КНИ 0,5%, 8 Ом, 20 кГц ФНЧ) / 2 х 300 (1 кГц, КНИ 0,5%, 4 Ом, 20 кГц ФНЧ) | Частотная характеристика, Гц – 5 – 80 000 (- 3 дБ, 8 Ом) | Номинальная чувствительность / импеданс – 200 мВ / 22 кОм (линейный), 2,5 мВ / 47 кОм (Phono MM), 0,3 мВ / 100 кОм (Phono MC) | Аудиовходы аналоговые – Phono MM/MC несимметричный, Phono MC балансный, линейный аналоговый RCA (2), линейный аналоговый XLR (1), вход усилителя мощности RCA (1), вход на запись RCA (1) | Аудиовходы цифровые – коаксиальный SPDIF (2), оптический Toslink (2), порт USB-B (2) | Аудиовыходы – линейный аналоговый выход для записи RCA, регулируемый аналоговый с предусилителя RCA | Поддержка – PCM до 32 бит / 384 кГц, DSD до 22,4 МГц | Максимальная потребляемая мощность, Вт – 220 | Габариты (Ш x В x Г), см – 43,0 x 19,1 x 45,9 | Масса, кг – 22,8
Оценки
Плюсы: мягкое, певучее, натуральное звучание, легко справляется со сложной нагрузкой, продвинутые системы коррекции звучания, балансные входы, в том числе и для фонокорректора, качественный MM/MC-фонокорректор, стильный дизайн со «стрелочками»
Минусы: для полной универсальности не хватает сетевого стримера и цифрового входа I2S
Дизайн – 95
Качество изготовления – 100
Звучание – 95
Функции – 95
Итого – 95
Вердикт:
Интегральный усилитель TechnicsSU—R1000 наглядно демонстрирует, что современный класс Dвполне способен тягаться с лучшими представителями классической школы усиления. Богатый функционал позволит минимизировать количество компонентов в системе, а большие стрелочные индикаторы перенесут вас в 80-е годы прошлого века – эпоху знаменитых классических моделей Technics.
Достойные по мнению редакции Hi—Fi.ruвнимания рупорные акустические системы сезона 2024 года собраны здесь.
23 ноября 2024 года